Ближайшие поездки

Объявления

Новости

20.05.2016

ОТЧЕТ О НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Уважаемые коллеги и друзья!

Дорогие братья и сестры! 

Для нас большая честь провести нашу встречу в центре Императорского Православного Палестинского Общества. Благодаря усилиям и воле государственных, церковных и общественных сил 135 лет тому назад Общество было собрано воедино для того, чтобы способствовать русским людям в достижении Святых мест: Палестины, горы Афон, города Бари, Константинополя, острова Кипр и др.

Позвольте поблагодарить руководителя ИППО  Сергея Вадимовича Степашина и руководителя культурно-просветительской секции ИППО Олега Герасимовича Пересыпкина, за деятельное участие в проведении конференции. 

 Мы с вами являемся представителями различных областей науки, культуры и туристического бизнеса, но объединяет нас в данный момент наша уверенность, что в деле религиозного туризма и паломничества господствует основной принцип - просвещения и высокого профессионализма.

Нашему сообществу экскурсоводов на паломнических маршрутах, которое формировалось в течении последних 25 лет, приятно осознать, что оно востребовано обществом и государственными структурами. Об этом свидетельствует договор между ИППО и Министерством культуры РФ о развитии религиозного туризма и паломничества. Реализовать этот договор, выполнить его, можно только опираясь на профессиональные кадры, которые имеют навыки проведения соответствующих экскурсий, обладают знаниями языков и являются воцерковленными людьми.

Все, что было сказано выше, относится к вам, дорогие друзья.

Искренне благодарим всех вас за то, что вы откликнулись и приехали на эту встречу. Наша география обширна: Архангельск, Новосибрск, Псков, Новгород, Москва, Санкт Петербург, Тверь, Орел.

Отдельно благодарим региональных представителей ИППО, за то, что они отложили свои дела и прибыли на конференцию, которая ставит перед собой задачу начала реализации проекта по развитию религиозного туризма и паломничества в РФ и включения в эту область деятельность всех членов ИППО так же, как это было сто лет назад.

В добрый путь, с Богом!

С уважением, Минулин Юрий Ахметович,

Генеральный директор Паломнической Службы «Радонеж»

 

ПРОГРАММА

конференции:  «Работа экскурсовода на религиозных турах и паломнических маршрутах, особенности, проблемы и перспективы развития и работы

в России и на Святой Земле».

25.02.2016 г с 16:00 до 19:00.

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Пересыпкин Олег Герасимович - Приветствие от Императорского Православного Палестинского Общества   

 

                       

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ

 

1.     Бушуев Сергей Владимирович, старший научный сотрудник РГБ, экскурсовод – методист

Тема: «Подготовка экскурсоводов паломнических маршрутов:

опыт, проблемы, перспективы».

2.     Грабко Мария Евгеньевна, преподаватель ПСТГУ,  к.и.н.

Тема: «Методические требования по подготовке специализированных образовательных программ для православных гидов-экскурсоводов»

3.     Соколов Николай Николаевич, экскурсовод-методист,  г. Новосибирск

Тема: «Типология личности и социальные роли паломника»

4.     Житенев Сергей Юрьевич, зам. директора Российского научно – исследовательского института культурного и природного наследия

им. Д.С. Лихачева

Тема: «Религиозный туризм и паломничество. История

и современность»

5.     Ткалич Алексей Иванович, к.п.н., профессор, заведующий кафедрой Туризма Миссионерского факультета, ПСТГУ

Тема: «Проблемы подготовки кадров православных экскурсоводов, на примере православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета»

6.     Винокуров Николай Игоревич, д. ист. н., профессор, и.о. зав. кафедрой истории древнего мира и средних веков МПГУ.

Тема: «Особенности и недостатки преподавания на курсах по подготовке локальных гидов на Палестинской территории: Аналитическая заметка»

7.     Бателова Людмила Ивановна, директор ООО "РАДОНЕЖ" г. Тольятти

Тема: «Роль и значение экскурсовода в становлении паломнической службы»

8.     Саломатина Ирина Владимировна, к. п. н., доцент ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО,  экскурсовод-методист.

Тема: «Десять лет работы курсов по подготовке экскурсоводов Паломнической Службы «Радонеж»

9.     Акулова Светлана Ивановна, преподаватель, экскурсовод-методист,

г. Архангельск.

Тема: «Особенности работы экскурсовода на Соловецких островах»

10.                       Минулин Юрий Ахметович, Генеральный директор ООО «Паломническая Служба «Радонеж»

Тема: «Экскурсовод (сопровождающий), как основное действующее лицо в религиозном туре и на паломническом маршруте»

11.                       Степанов Игорь Юрьевич, директор Паломнической Службы Валаамского монастыря

Тема:  «Опыт проведения курсов подготовки и переподготовки экскурсоводов в паломнической службе Валаамского монастыря»

12.                       Клементьева Елена Владимировна, экскурсовод – методист, г. Тверь       

Тема: «Опыт работы региональной паломнической службы».

 

 

25 февраля 2016 года, в конференц-зале Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) состоялась научно-практическая конференция «Работа экскурсовода на религиозных турах и паломнических маршрутах, особенности, проблемы, перспективы развития и работы в России и на Святой земле».

Конференция была посвящена проблемам формирования нового взгляда на особое служение и роль гида-экскурсовода, сопровождающего группы паломников, как на Святой Земле, так и на маршрутах к православным святыням России.

С приветственным словом выступил Олег Герасимович Пересыпкин, зам. директора ИППО:

 

 

Он подчеркнул важность профессии «православный экскурсовод», ее несомненную востребованность в настоящее время, и своевременность поднимаемых на конференции вопросов, выразив надежду, что решение их будет найдено, так как в зале собралось достаточно компетентное сообщество заинтересованных специалистов-практиков.

В своем приветственном слове, Генеральный директор Паломнической службы «Радонеж», Юрий Ахметович Минулин отметил большую честь проведения конференции в центре Императорского Православного Палестинского Общества в Москве. Благодаря усилиям и воле государственных, церковных и общественных сил, 135 лет тому назад Общество было собрано воедино для того, чтобы способствовать русским людям в достижении Святых мест: Палестины, горы Афон, города Бари, Константинополя, островов Кипр, Корфу и др.

Юрий Ахметович выразил благодарность руководителю ИППО, Сергею Вадимовичу Степашину и руководителю культурно-просветительной секции ИППО Олегу Герасимовичу Пересыпкину за деятельное участие в подготовке и проведении конференции, отметив, что все собравшиеся в зале являются представителями различных областей науки, культуры и туристского бизнеса, но объединяет всех в данный момент та уверенность, что в деле религиозного туризма и паломничества господствует основной принцип – просвещения и высокого профессионализма. Сообществу экскурсоводов на паломнических маршрутах, которое формировалось в течение последних 25 лет приятно осознавать, что оно востребовано и обществом, и государственными структурами. Об этом свидетельствует недавно подписанный договор между ИППО и Министерством культуры РФ о развитии религиозного туризма и паломничества. Реализовать этот договор, выполнить его, можно только опираясь на профессиональные кадры, которые имеют навыки проведения соответствующих экскурсий, обладают знанием языков и являются воцерковленными людьми. Все это, подчеркнул Юрий Ахметович, в полной мере относится ко всем собравшимся в зале конференции, искренняя благодарность и признательность всем, кто откликнулся и приехал на эту встречу. География представленных участниками регионов обширна: Архангельск и Новосибирск, Псков и Великий Новгород, Москва и Санкт-Петербург, Тверь и Орел. Отдельные слова благодарности – региональным представителям ИППО за то, что отложили свои дела и прибыли на конференцию, которая ставит перед собой задачу начала реализации проекта по развитию религиозного туризма и паломничества в РФ и включения в эту область деятельность всех членов ИППО так же, как это было более ста лет назад.

Выразив слова уважения и благодарности к участникам конференции, Юрий Ахметович передал им слово.

                                  *  *  *

В каждом выступлении на конференции, звучали вопросы, связанные с состоянием, проблемами и развитием экскурсионного дела на паломнических маршрутах, чувствовалось искренняя заинтересованность в обсуждении тем докладов ее участников. Выступающие говорили и от себя лично, приводя примеры организации паломничеств, примеры работы руководителей паломнических групп и экскурсоводов, ставили вопросы, обозначали проблемы, предлагали меры по их решению: как повысить качество организации паломнических поездок и качество ведения экскурсии, как рациональнее использовать имеющиеся туристско-экскурсионные и иные ресурсы, как при этом вести катехизаторскую работу.

Сергей Владимирович Бушуев, старший научный сотрудник РГБ, экскурсовод-методист рассказал об особенностях, опыте, проблемах и перспективах подготовки экскурсоводов для паломнических маршрутов, на примере курсов экскурсоводов, которые уже десять лет действуют при Паломнической службе «Радонеж».

Об истории и современном положении религиозного туризма и паломнического движения, захватывая целы пласты российской истории, рассказал Сергей Юрьевич Житенев, зам. директора Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева.

О методических требованиях по подготовке специализированных образовательных программ для православных гидов-экскурсоводов рассказала к.и.н., доцент ПСТГУ Мария Евгеньевна Грабко:

Проблемам подготовки кадров православных экскурсоводов, на примере работы кафедры туризма Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, посвятил свой доклад зав. кафедрой туризма МФ ПСТГУ Алексей Иванович Ткалич:

 

 

Ткалич А.И.

к.п.н., доцент, зав.кафедрой туризма

Миссионерского факультета  ПСТГУ,

г. Москва

 

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО

И РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

 

Развитию туризма в нашей стране, особенно туризма внутреннего, в последнее время уделяется немало внимания, как со стороны государства, так и со стороны общества. В частности, неоднократно высказывались на этот счет В.В. Путин и Д.А. Медведев. Так, еще в октябре 2011 года, на встрече своих сторонников Д.А. Медведев поддержал идею необходимости развития внутреннего туризма в Российской Федерации: "... давайте, отдыхать дома, давайте развивать наши территории, потому что это очень важно", - призвал он. А на недавнем, расширенном заседании Кабинета министров под председательством президента Владимира Путина, Медведев представил основные направления деятельности правительства страны до 2018 года. Глава правительства также призвал россиян увеличивать культурный капитал страны. Он подчеркнул необходимость развития в России современных технологий, в том числе интернета, но «одним интернетом в развитии культуры ограничиваться нельзя. Нам нужно развивать внутренний туризм», - сказал Д.А.Медведев.

В 2011 году принята Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.). В ее содержательной части прямо указывается: Важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли Российской Федерации является историко-культурное наследие. На поездки с культурно-познавательными целями приходится около 20 процентов внутреннего туристского потока. Центральный и Северо-Западный федеральные округа - это центр культурно-познавательного туризма страны. В прошлом, 2015 году количество туристов, совершивших путешествия с культурно-познавательными целями, составило более 5 млн. человек. Большие потенциальные возможности для развития культурно-познавательного туризма есть в отдельных регионах Южного, Приволжского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Основным сдерживающим фактором для указанного вида туризма является неудовлетворительное состояние дорожно-транспортной и другой туристской инфраструктуры большинства перспективных с точки зрения культурно-познавательного туризма регионов. Развитие такого вида туризма позволит привлечь дополнительно более 6 млн. российских и иностранных туристов.

Общественность также реагирует на инициативы государства, высказывая как позитивные, так и негативные мнения на этот счет.

В тех или иных дискуссиях на телевидении, радио, в печати, особенно в связи с принятием ФЦП, называются различные причины недостаточного развития внутреннего туризма. Здесь и недостаток финансирования, и отсутствие разработанного механизма правового регулирования процесса. При этом почти нет высказываний относительно развития существенной части внутреннего туризма – туризма религиозного (по сути – культурно-познавательного), а также паломничества. В основном эти вопросы поднимаются Церковью и руководителями паломнических организаций, таких как «Радонеж», «Покров», Паломническая служба Московской Патриархии и пр. Вместе с тем, количество  паломнических поездок, поездок россиян с религиозными целями увеличивается с каждым годом, растет число иностранцев, желающих познакомиться с религиозными центрами, находящимися на территории нашей страны. И те, и другие, как правило, сталкиваются с целым рядом проблем, которые обязательно надо решать уже сейчас, и как можно быстрее.

Первая проблема на наш взгляд: правовой статус паломника или туриста, отправляющегося в поездку с религиозными целями. Закон о туризме не предусматривает никакого отдельного статуса относительно паломника. С одной стороны это правильно, ведь и паломник, и турист должны быть одинаково защищены, их безопасность должна быть гарантирована, с другой стороны, паломник нередко подвергается большей опасности, так как организаторы, стремясь к максимальному удешевлению паломнической поездки, не заботятся ни о комфортабельном автобусе, ни о квалификации сопровождающих эту специфическую поездку гидах. Трагические случаи, когда паломники вместо посещения святыни попадают в больницу, а нередко гибнут, становятся все более частыми.

Вторая проблема – отсутствие специализированных гостиниц для паломников. До революции при каждом монастыре были гостиницы для паломников, как для обеспеченных, так и для простых людей. В наше время, даже для крупных и известных монастырей наличие собственной паломнической гостиницы – непозволительная роскошь. Бок о бок с этой проблемой находится третья проблема – организация питания паломников. Для обычного кафе паломников кормить экономически невыгодно, да и перестраивать свою рецептурную политику при отсутствии постоянных потоков паломников, неинтересно.

Четвертой проблемой, весьма важной, можно считать недостаток, либо полное  отсутствие специально подготовленных кадров. У нас в стране практически никто не ведет подготовку специалистов в данной области. Религиозным туризмом и организацией паломнических поездок, поэтому, занимаются либо энтузиасты, либо специалисты, имеющие навык организации «светских» туристско-экскурсионных маршрутов.

Решение данной проблемы может быть осуществлено при более внимательном учете специфики подготовки организаторов обслуживания паломнических поездок, и поездок с религиозными познавательными целями.

Первым опытом по решению проблемы кадров для религиозного туризма может быть названа подготовка бакалавров по направлению «Туризм» на Миссионерском факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Направление обучения «Туризм» открыто в 2008 году, с целью профессиональной подготовки кадров для православных паломнических служб, центров, а также туристских фирм, имеющих паломнические отделения. Как до этой даты, так и в настоящее время, подготовкой специалистов данного направления не занимается ни один из вузов России. Профессиональное туристское сообщество отметило этот факт, и приняло нас в действительные члены Российского союза туриндустрии (РСТ). Профессорско-преподавательский состав нашей кафедры вступил в члены Национальной Академии Туризма (НАТ) и Русского географического общества (РГО). Мы активно сотрудничаем с Императорским Православным Палестинским обществом (ИППО) и Музеем Русского паломничества (директор – В.И. Комиссаров).

Учебная программа по направлению 43.03.02 «Туризм» базируется на Федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения (3+), главной особенностью которого является формирование профессиональных компетенций бакалавров туризма. Учебный план подготовки бакалавров включает в себя изучение дисциплин базового характера, таких как философия, социология, психология, история, культурология и др. Среди дисциплин по выбору – блок географических дисциплин – география туризма, политическая и физическая география, антропологическая география, география религий.

Профессиональный блок дисциплин предполагает изучение основ менеджмента туризма, маркетинга и рекламы в туризме, транспортного обеспечения туризма, основ безопасности в туризме, историко-культурного наследия и туристских ресурсов, экскурсоведения и пр. Студенты изучают иконоведение, историю русской и мировой живописи, историю мировой и русской архитектуры, историю православной миссии.  В ряду дисциплин профессионального блока особое место занимает практикум по речевому мастерству экскурсовода, который не только включает в себя формирование навыков работы экскурсовода, но и постановку голоса через комплекс речевых упражнений по совершенствованию артикуляции, дикции, усвоение правильного дыхания. Одним из важных результатов изучения данной дисциплины является разработка и проведение экскурсий по старинным улицам и монастырским комплексам города Москвы. Это – одновременно и первый опыт ведения экскурсии, и включение студентов в процесс формирования профессиональных навыков экскурсовода.

Особо следует подчеркнуть то, что для кафедры Туризма Миссионерского факультета ПСТГУ ключевым понятием является не столько туризм и экскурсионные услуги в обычном понимании, сколько туризм с религиозными целями и экскурсионное обслуживание групп православных паломников. Главное отличие подготовленного нами специалиста состоит в том, что он, помимо искусствоведческих знаний, владеет знаниями богословскими. Поэтому, при подготовке очень важно изучение блока богословских дисциплин, среди которых Священное Писание Старого и Нового Завета, Церковно-славянский язык, Литургическое Предание, Церковный обиход, Богословие православной иконы, История Русской Православной Церкви и т.п.

В целом обучение бакалавров на кафедре туризма Миссионерского факультета стремится к целенаправленному формированию профессионально обученного специалиста своего дела, чему способствует также летняя практика студентов – учебная на первом курсе, когда студенты, по сути, включаются в процесс разработки и реализации экскурсионного продукта, а также производственная практика, в процессе которой студенты выезжают на базы практики, в частности в Спасо-Преображенский монастырь на Соловках, Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Псково-Печерский монастырь, работают в паломнических центрах и в турфирмах, к примеру, в Паломнической службе «Радонеж».

Помимо летней практики, в качестве курсовых работ, студенты в течение учебного года должны самостоятельно организовать для своих сокурсников и провести экскурсионную поездку в один из подмосковных центров паломничества. На втором курсе такая работа выполняется совместно, в группе из двух-трех студентов, а на третьем курсе – совершенно самостоятельно, каждым студентом. В качестве выпускной квалификационной (дипломной) работы бакалавра, студенту предлагается разработать проект экскурсионной паломнической службы одного из монастырей (по выбору), куда включается бизнес-план паломнической структуры, концептуальное и экономическое обоснование ее открытия, а также тематический экскурсионный маршрут, в качестве практической реализации проекта. Вся эта работа ведется под руководством опытных наставников, преподавателей кафедры, подавляющее большинство из которых – доктора и кандидаты наук.

Выполнению перечисленных задач кафедры туризма Миссионерского факультета ПСТГУ способствует подготовка и профессиональное обучение выпускников направления «Туризм» для обеспечения полноценной организации и технологического обеспечения экскурсионного обслуживания православных паломников и туристов, отправляющихся в поездки с религиозными целями.

 Таким образом, можно констатировать, что хотя проблем в организации и развитии религиозного туризма в нашей стране может быть названо немало, однако начинать решать их можно и нужно уже сейчас, чтобы будущие поколения россиян имели доступ не только к рекреационному сектору международного туризма, но и к той части внутреннего туризма, которая способствует формированию духовно и нравственно здоровой, патриотически настроенной личности, знакомой со святынями Православия и историей Русской Православной Церкви.

 

 

О роли и значении экскурсовода в становлении паломнической службы представила в своем докладе директор ООО «Радонеж» г. Тольятти Бателова Людмила Ивановна, а об особенностях работы православного экскурсовода на Соловецких островах – Светлана Ивановна Акулова, экскурсовод-методист из г. Архангельска.

 

Бателова Людмила Ивановна,

директор ООО "РАДОНЕЖ"

г. Тольятти

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКСКУРСОВОДА

В СТАНОВЛЕНИИ ПАЛОМНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

В 2015 г. году исполнилось двадцать лет паломническому движению в Тольятти.

Организация паломнических туров в настоящее время – это смежная область деятельности, включающая как туризм, так и миссионерство, поэтому, очень важно, чтобы в паломничестве работали профессионалы и с той, и с другой стороны.

Паломническая служба «Радонеж» (Тольятти) работает по благословению митрополита Самарского и Сызранского Сергия, и как туроператор состоит в Едином Федеральном реестре. Сотрудники «Радонежа» регулярно повышают свою профессиональную квалификацию - катехизаторские и экскурсоводческие курсы не только в Тольятти, но и в Москве.

«Радонеж» является туроператором в сфере внутреннего туризма, осуществляет паломнические, экскурсионные и школьные поездки по России от Валаама и Соловков, Москвы и  Дивеева, Крыма и Абхазии до святых мест Самарской области, а также является турагентом в зарубежном направлении: Израиль, Греция, Италия и др. Причем зарубежные туры включают в себя и отдых, и паломничество.

На сегодняшний день, у нас разработаны около 40 маршрутов по России, которые постоянно дорабатываются, обновляются. Разрабатываются новые маршруты для различных категорий групп, где люди могут быть неверующими или просто любознательными. Программы построены так, чтобы всем было интересно: здесь и туристско-экскурсионные объекты, и святые места. Соприкоснувшись с миром святости и духовного подвига однажды, человек уже никогда не сможет забыть ту красоту, ту необыкновенную теплоту, разливающуюся в сердце, и возвращается домой другим человеком. Неудивительно, что для многих людей паломнические поездки становятся началом пути ко Христу.

Наши маршруты призваны познакомить людей с историей православия, тесно связанной с историей нашей страны, с православной культурой и правилами поведения в храме, воспитать чувство патриотизма, гордости за свою малую родину, научить знать и помнить родные корни.

Поездки сопровождаются, по возможности, священниками, и всегда руководителем.  В обязанность руководителя входит подготовка людей к тому, что увидят, научить их азам православия, накормить, расселить, а иногда и одеть (некоторые могут быть одеты не по сезону), а также организовать экскурсионное обслуживание на месте.

Самые длительные маршруты 11 дневные – это Валаам и Соловки. Ночуем в монастырях или городских гостиницах. Проблемная ночевка в Вологде в Спасо-Прилуцком монастыре. В Крыму – отдых чередуется с паломничеством и экскурсиями. В Сочи и Абхазии – отдых и несколько паломнических экскурсий. Большой популярностью у нас пользуется маршрут в Москву к блаж. Матроне. Но здесь 2 большие проблемы - это стоянка автобуса. Их сейчас отправляют на  МКАД.  После обеда у нас экскурсия по храмам. Зашли в храм на 30-40 мин.- вышли – автобуса нет, он на стоянку только едет. Паломники  нервничают, водители тоже. Еще одна проблема – это требы: мы собираем деньги на требы в автобусе, и руководитель один их сдает в общей очереди. Их принимают очень медленно, а очередь возмущается. Мы не можем договориться с монастырем, чтобы сдавать в канцелярию или куда-либо.

      Для школьных групп разрабатываем специальные программы, почти всегда включаем посещение святых мест. К 70летию Победы был разработан маршрут «Родина русского мужества» (от Александра Невского до наших дней): битва на Чудском озере, псковская миссия, Псково-Печерский монастырь в годы Великой Отечественной войны, в наши дни - 6 рота,  погибшая в Аргунском ущелье.

  Кроме того, так же - Псков, Печеры,  Святогорский  монастырь и музей Пушкинские горы.  Великий Новгород - Кремль, Юрьев монастырь и музей деревянного зодчества. Болдино и Дивеево, Арзамас  и Муром, Рязань – посещая родину С.Есенина обязательно заезжаем в Иоанно-Богословский монастырь, где с детьми беседует игумен монастыря, о. Мельхиседек .

 В нашей Самарской области есть немало мест, отмеченных Богом. В с. Ташла в октябре 1917 года, перед страшными испытаниями большевистской революции, Пресвятая Богородица явила свою икону «Избавительница от бед», напомнила о Себе, о Своей милости к русской земле.

  г. Сызрань – третий по размеру город Самарской области, берет начало с Кремля, единственного в области. Сохранившиеся в городе особняки купцов – являются памятниками архитектуры федерального значения. Для школьников добавляем посещение  Высшего военного училища летчиков.

В Сызрани находится один из старейших монастырей всего Среднего Поволжья – Свято-Вознесенский мужской монастырь, история которого насчитывает более трех столетий. В наши дни монастырь привлекает немало паломников.

В 1713 чудесным образом был обретен список иконы Божией Матери «Феодоровская». Паломнический маршрут пролегает к месту явления иконы.

г. Самара – губернский центр с 1378 г. имеет небесного покровителя – свят. Алексия Московского, который за 200 лет до возникновения  города произнес: «на сем месте будет город Самара, в котором просияет благочестие, и оный город никогда, и никем разорен не будет». Пророчество святителя исполнилось в точности.

На месте отшельнического скита была срублена казаками «крепостца» Самара. С тех пор минуло более 4 веков, но благословение святителя по-прежнему почивает на Самаре. Десятки храмов и монастырей украсили вскоре волжские берега. Самара стала оплотом православия на востоке России. Наибольшей известностью и любовью пользуется икона Божией Матери «Взыскание погибших», которая  чудесным образом приплыла по Волге, обретена и находится в Покровском соборе г. Самары. А в Иверском  женском монастыре находятся мощи св. прав. Александра Чагринского, чудотворная икона Божией матери «Иверская».

В январе  1956 г. в Самаре разыгрались события, о которых заговорил весь город, слухи о котором разлетелись по всей России, долго не давали спать агитаторам атеизма. В народе - это событие окрестили «Стоянием Зои».

  г. Куйбышев (в 1991 году городу было возвращено его историческое название Самара) в годы войны стал «запасной столицей», куда были эвакуированы часть советского правительства, дипломатический корпус, и, в обстановке строжайшей секретности, был построен «Бункер Сталина», а 7 ноября 1941 года только в трех городах нашей страны прошел военный парад: в Москве, в прифронтовом Воронеже и в Куйбышеве.

А «Самара космическая» - это знакомство с историей создания  ЦСКБ «Прогресс», где собирали и собирают ракетоносители, поднимающие человека в космос. Двигатели для космических кораблей проектируют и производят также в столице области. Большое впечатление производит на всех гостей Самары вертикально стоящая ракета высотой 68 метров и весом 20 тонн.

На сегодня самым интересным маршрутом является маршрут в село Утевка на родину художника-иконописца Григория Журавлева.

Он не имел ни рук, ни ног,  

Он сам ни есть, ни пить не мог,           

Он человека был кусок,                        

Таким его уж создал Бог

Но у него была душа –

Большая, как воздушный шар,

И он всей душой любил Того,

Кто сотворил таким его.

Григорий Журавлев родился в 1858 г. без рук и без ног, но, тем не менее, стал художником-иконописцем, расписал храм в селе, построенный в 1892 г., написал множество икон. Писал  иконы  держа кисть зубами. До настоящего времени в храме сохранились несколько икон и фрагменты его росписей.

На правом берегу Волги, напротив Тольятти и Самары, на 220 км. протянулись Жигулевские горы. Красочны и живописны Жигули!             Волга – река, текущая с севера на юг, и только в своем среднем течении у города Тольятти река резко поворачивает на восток, у города Самары – резко на запад, а от города Сызрани возвращается к своему плавному течению на юг. Вот этот коленообразный изгиб, эта излучина и называется  Самарской Лукой. На Самарской Луке находятся Жигулевские горы, где в 1927 году создан Жигулевский государственный заповедник, а в 1984 году    создан Национальный парк «Самарская Лука».

В самом центре Жигулевских гор располагается урочище «Каменная чаша». Каменистые склоны поросли густыми лесами, под тенью которых бьет святой источник Николая Чудотворца.  Неподалеку старинное село Ширяево, в котором в 1870 году останавливался Илья Репин вместе со своими друзьями-художниками Ф.Васильевым, Е.Макаровым.  Здесь он писал эскизы для своей картины «Бурлаки на Волге». Сегодня в этом доме музей. В селе останавливались и другие русские художники: И.К.Айвазовский, И.И.Шишкин, С.В.Иванов, А.В.Лентулов, В.И.Суриков.

На территории Самарской Луки, в отрогах Жигулевских гор, на берегу р. Волги, находится Свято-Богородичный мужской монастырь, построенный по проекту талантливого архитектора, создавшего проекты множества построенных храмов, какое-то время жившем на Святой Горе Афон, Юрия Ивановича Харитонова, внесшего элементы греческой архитектуры в проект этого монастыря. Из-за архитектуры его неофициально называют «Волжским Афоном». Главным храмом этого монастыря является храм в честь Казанской иконы Божией Матери, освященный в 1851 году, построенный  на деньги Анны Алексеевны Орловой – дочери Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского. В богоборческие времена храм был осквернен,  после возвращения его Самарской епархии Казанский храм восстановили в его первоначальном виде и вокруг него возвели монастырь. В настоящее время на территории монастыря три храма. Поскольку монастырь находится на берегу Волги, архитектор спроектировал колокольню в виде маяка.  Из Тольятти паломники едут в монастырь на автобусе, а из Самары – на теплоходе в период навигации.

По благословению Митрополита Самарского и Сызранского Сергия, в рамках реализации государственной программы по развитию религиозного туризма и паломничества и при поддержке департамента по туризму Самарской области, 15 апреля мы открываем новый маршрут «Волжский Афон». Приглашаем всех в инфотур, где вы познакомитесь  со Святыми местами Самарской области,  посетите Свято-Богородичный мужской монастырь, как уникальный  объект развития православного и паломнического туризма на территории Самарской области и будете очарованы нашими Жигулевскими горами.

 

 

 

Акулова Светлана Ивановна

экскурсовод-методист, г. Архангельск

 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЭКСКУРСОВОДА НА СОЛОВЕЦКИХ ОСТРОВАХ

 

Соловецкие острова – земля необыкновенная. В 160 км от Полярного круга, среди холодного Белого моря, там, где и существовать трудно, на протяжении нескольких тысячелетий создавались памятники культуры редкой ценности. Все поражает здесь: загадочные неолитические сооружения, знаменитый Соловецкий монастырь, оригинальные технические постройки, неповторимая красота природы.

Тысячи людей ежегодно стремятся побывать в Соловецкой обители. В 2015 году острова посетили около 30 тысяч человек. Не все они являются паломниками, для которых главное – поклониться святым местам, помолиться, обязательно сходить на службу, ведь Соловецкий монастырь – один из самых почитаемых и древнейших в России, но есть и так называемый религиозный туризм – познавательный, включающий как посещение святых мест, участие в службах, так и знакомство с достопримечательностями, историей места. Пока этих туристов больше, чем паломников, и, надо полагать, это наиболее востребованная форма посещения таких мест, как Соловки.

Экскурсовод на Соловках должен обладать поистине энциклопедическими знаниями, т.к. экскурсии очень разнообразные: по монастырю, скитам, природные экскурсии, археологические…

Методика проведения экскурсий на Соловках, с одной стороны, традиционна, с другой, имеет свои особенности. Для правильной организации экскурсии надо понимать ее сущность. Каждый экскурсовод должен иметь представление: что показать и как показать, что сказать, когда сказать и как сказать. Экскурсовод должен использовать все классические методические приемы, начиная с правильного сочетания двух основных элементов экскурсии - показа и рассказа.

Но хочется отметить особенности работы экскурсовода на Соловецких островах:

1.                  Экскурсии довольно продолжительны. Минимум – 3 часа (экскурсии по Соловецкому монастырю, на Заяцкий остров), максимум – 12 часов (посещение острова Анзер, где находятся два скита – Троицкий и Гологофо-Распятский). Причем экскурсии очень информативны, что отмечают многие. Значит, экскурсовод должен в полном объеме владеть этой информацией и знать ее наизусть.

2.                  Многие экскурсии связаны с определенными физическими нагрузками. Например, очень много водных маршрутов, связанных с посещением скитов на островах Соловецкого архипелага. А это Белое море, и на Севере погода не всегда идеальна. Также много приходится ходить пешком. Чтобы попасть на остров Анзер, надо сначала пройти 3 км пешком до причала, затем 2 часа плыть на катере, и дальше 10 км идти по острову, где никакого транспорта нет, да и дорога не всегда хорошая. Экскурсоводу на данном маршруте надо обладать многими навыками, а не только рассказывать и показывать.

3.                  Подготовка экскурсовода для работы на Соловецких маршрутах должна быть качественной. В настоящее время экскурсии на Соловках проводят две основные службы – Паломническая служба Соловецкого монастыря и экскурсионное бюро Соловецкого музея. Скорее всего, в перспективе, они сольются. Чтобы стать экскурсоводом Паломнической службы или экскурсионного бюро, надо пройти курсы, сдать зачеты по каждому маршруту. Но, к сожалению, в последние годы на Соловках (как и везде) стали появляться самостоятельные гиды, без должной подготовки, и какую информацию они доводят до людей, можно только догадываться.

4.                  Сезонный характер посещения Соловецкого монастыря. Поэтому нет постоянного штата экскурсоводов, большая часть которых приезжие. Иногда возникает дефицит кадров.

5.                  Во многих монастырях экскурсии проводит кто-нибудь из числа братии. На Соловках этого в данный момент нет.

6.                  В последнее время укрепляется тенденция знакомства с новыми местами, не прибегая к услугам гидов – профессионалов. На Соловках это не совсем возможно по ряду причин: труднодоступности, климатических особенностей, неразвитости инфраструктуры. Нужен проводник.

В целом можно отметить, что на Соловках работают экскурсоводы - профессионалы, владеющие «тайнами» профессии, постоянно повышающие свою квалификацию, любящие эти суровые острова и Соловецкий монастырь, приезжающие сюда не ради заработка, а для чего-то большего. Случайных людей здесь нет.

Мои предложения:

1.                  Вернуться к старой классической методике подготовки экскурсоводов с  учетом специфики работы на религиозных и паломнических маршрутах.

2.                  Ввести лицензирование гидов (как это есть во многих странах).

 

Список источников:

1.      Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. М.: Просвещение, 1983.

2.      Осипенко М.В. Соловецкая обитель: история и святыни: книга паломника. Издательство Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря, 2014

3.                  Скопин В.В. На Соловецких островах. М.: Искусство, 1991.

 

 

Темой доклада Николая Николаевича Винокурова, д.ист.н., профессора, и.о. зав.кафедрой истории Древнего Мира и Средних веков, стала аналитическая заметка об особенностях и недостатках преподавания на курсах по подготовке локальных гидов на Палестинской территории.

 

 

Винокуров Николай Игоревич,

д.и.н., профессор, и.о. зав. кафедрой истории

древнего мира и средних веков МПГУ, г. Москва.

 

ОСОБЕННОСТИ И НЕДОСТАТКИ ПРЕПОДАВАНИЯ НА КУРСАХ

ПО ПОДГОТОВКЕ ЛОКАЛЬНЫХ ГИДОВ НА ПАЛЕСТИНСКОЙ ТЕРРИТОРИИ:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАМЕТКА

Информация об интенсивных курсах для русскоговорящих ЛОКАЛЬНЫХ (Палестинских) Гидов, проведенных в 2008 году в Bethlehem Bible College (Источник – русский отдел туристической фирмы Anastasistours Лилия Шомаль (Lilia Shomaly) и Ольга – локальный гид Дауда Матара).

По собранным данным, курс обучения по подготовке локальных гидов был рассчитан на 60 часов теории (каждый рабочий день по 3 часа с 16.00) до 19.00 и порядка 20 часов практики (суббота, воскресенье) - учебные экскурсии по Святым Местам на территории Палестины (Вифлеем и окрестности, Иерихон и окрестности, Хеврон и окрестности). Конечно, это очень мало.

В программу были включены следующие предметы: История, Библия, История Церкви, Иудаизм-Христианство-Мусульманство, Монашество, Политика, География, Этика, Руководство проведения экскурсий, изучение комплексов Храмов, монастырей на территории Палестины. Практические занятия проводились в форме учебных экскурсий.

Этот курс был рассчитан исключительно на людей, получивших высшее образование в России (врачи, инженеры, юристы, экономисты) и работающих или подрабатывающих локальными гидами не по основной специальности в связи со сложной экономической и политической ситуацией на оккупированных Палестинских территориях.

Методические пособия для практических занятий и курсов создавались преподавателями по собственному усмотрению, студенты ксерокопировали его материал и готовились по нему к занятиям без четкого плана и графика. Списка необходимой методической и основной литературы не предлагалось. Да и доступа к библиотекам, за исключением ИНЕТ-собраний, не было, что существенно сужало диапазон и уровень подготовки.

Все в данной программе подготовки локальных гидов на первый взгляд выглядит вполне логично и правильно. Но на практике оказалось, что аналитическая составляющая при подготовке курсантов совершенно отсутствовала. Совершенно не была определена сверхзадача подготовки локальных гидов (идеологическая, религиозная, экономическая, гуманитарная). Православная составляющая в ней практически отсутствовала или преподносилась с инославной точки зрения со всеми вытекающими последствиями.

По оценкам слушателей, уровень курсов и базовой подготовки в целом был крайне низким и бесполезным для них. Все занимались самообразованием на основании базовых знаний и умений, полученных в России, в первую очередь, потому что основная часть предметов давалась на арабском языке и изредка – на английском. Слушатели курсов вынуждены были значительные усилия затрачивать на переводы, самостоятельные и далеко не профессиональные. Конечно, при этом страдала глубина изучения предмета. Попросту не хватало для этого времени (все слушатели, не нужно забывать, имели детей и обязанности по дому).

Единственное «языковое» послабление было сделано курсантам при сдаче экзамена, когда была предоставлена возможность сдать экзамены на русском языке.

Уровень квалификации преподавателей существенно разнился, что существенно осложняло информационное восприятие читаемых предметов. Среди преподавателей были практики, но без специального образования. Например, вел занятия гид без высшего образования, но с 50-ти летним опытом работы. Фактически, это был самоучка, который преподавал совершенно бессистемно и не отталкивался от уровня подготовки и знаний аудитории. Его противоположностью был профессор университета, который сразу начал преподавать сложные истины, не дав неподготовленной аудитории базисную подготовку и не разъяснив необходимый для этого понятийный аппарат. Подготовка велась протестантами и католиками. По этой причине у выпущенных локальных гидов далеко не хватает правильной православной начальной и базовой подготовки, знания особенностей православной литургики, истории ее сложения; нет четкого понимания различий в терминологии (протестанской, католической и православной).

Кроме того, не хватает хронологически и логически выверенной исторической подготовки, не говоря уже о методических аспектах построения экскурсий, чувства православной паломнической аудитории, сравнительного знания особенностей архитектуры и археологии, ландшафта.

Отсутствует ясное базисное понимание исторических событий и основ библейской истории.

Сформировано мозаичное, не связанное внутренней логикой, ограниченное знание преподаваемых предметов.

Виной тому, среди прочего, ущербные учебные пособия, построенные по принципу «комиксов для папуасов», – много картинок, но мало текста, примитивные по сути. Зазубривание текстов, без осмысления и понимания, также не могло привести к непротиворечивому и правильному восприятию нового материала слушателями курсов.

Отсутствовала проверка правильности усвоенного материала по мере его изучения. Тестовая система выполнения внеаудиторных заданий не выполняла этой функции, так как отличалась примитивностью и бессистемностью.

Итак, локальным гидам – и это очень важно - особенно не хватает знаний основ ПРАВОСЛАВИЯ - богословия, житийной литературы, литургической практики.

Гиды маловоцерковлены, что, впрочем, поправимо. Кроме того, локальность изучаемой территории, находящейся под контролем палестинской администрации, предполагает ограниченность получаемых знаний, необходимо в целом изучать историю всей Святой Земли, как и проводить (если это возможно по политическим условия) практические учебные занятия и экскурсии на других территориях.

Таким образом, наши курсы следует выстраивать по четко выстроенной, продуманной системе, опираясь на логику и взаимообусловленность предметов, рассчитанных на достаточно долгую продолжительность (не менее 2-3 лет). Фактически, придется сочетать опыт Высшей отечественной школы, накопленный в ходе организации вечерней, заочной и дистанционной форм обучения.

Обязательно предусмотреть для самостоятельной подготовки слушателей (в рамках курсов и межкурсионный период) списки обязательной и дополнительной литературы. Подумать о ее доступности (создании необходимой учебной библиотеки и фонда справочной литературы, или ее копий).

Для слушателей будет полезно, среди прочего, восстановить знание русского языка, особенно лексическую базу, следует наработать исчерпывающую терминологическую базу и понятийный аппарата по истории, религии, психологии, экскурсоведению. Необходимо полностью преодолеть для возможности успешного дальнейшего самообразования слушателей терминологическую «кашу» из  трех языков по всем предметам.

На данный момент, к глубокому сожалению, арабы-палестинцы с местной образовательной подготовкой, не получившие систематическое среднее и высшее образование в России, практически не способны работать в полной мере с русскими православными паломниками в качестве гидов. Прежде всего, им не хватает хорошего знания русского языка, основ православия и библейской истории, навыков практической работы с русскими группами, понимания психологии русских паломников. У них нет наработанных организационных умений, и отсутствует должная волевая мотивация к получению новых знаний. Данную ситуацию можно и нужно исправить, но это потребует многолетних усилий и определенных финансовых вложений. Наиболее перспективны для последовательного обучения дети из русско-арабских и русских семей, постоянно проживающих в Палестине. Следует открыть постоянно действующие русские школы с отобранными русскими и местными преподавателями, необходимо развивать и всемерно поощрять обучение палестинцев в России (в средней специальной и высшей школе), наладить школьный и студенческий обмен, стажировку специалистов, совместные гуманитарные проекты, открыть филиалы русских ВУЗов в Палестине.

Основным результатом будет укрепление российской паломнической и гуманитарной составляющей на Святой Земле, совершенствование дипломатической работы, усиление пророссийских настроений среди палестинского арабского населения, появление достаточно большой и влиятельной группы лояльных к России граждан среди христиан и мусульман на Ближнем Востоке.

 

 

Винокуров Николай Игоревич,

д.и.н., профессор, и.о. зав. кафедрой истории

древнего мира и средних веков МПГУ, г. Москва.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ГИДОВ, УЖЕ ИМЕЮЩИХ ВЫСШЕЕ НЕПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Специализированные образовательные программы по изучению древней истории для православных гидов необходимы для глубокой профессиональной подготовки универсальных специалистов-практиков, способных на базе полученных систематических знаний не только формировать, но и самостоятельно проводить паломнические поездки по Святым местам Средиземноморья и Причерноморья любой категории сложности.

Целью таких программ является более глубокая подготовка православных гидов по фундаментальному изучению истории древних цивилизаций и народов, связанных с ветхозаветной и новой истории.

В программы следует включать разделы по истории первобытного мира истории, история мировых цивилизаций Древнего Востока, история греко-римского мира.

Программы должны состоять из нескольких взаимосвязанных блоков, дающих слушателям представление о единстве исторического процесса. Включение в программы базовых основ лекционного курса и практических занятий по древней истории, необходимой учебно-методической и научной литературы, различных исторических источников поможет слушателям осмыслить важнейшие фундаментальные исторические проблемы, связанные с возникновением человеческого общества, становлением первых цивилизаций на севере Африки, Древнем Востоке, в античном Средиземноморье и Причерноморье, с закономерностями развития мировых цивилизаций и древних «империй», периодизацией и хронологией древней истории.

В программах следует выделять наиболее актуальные проблемы современной исторической науки, учитывать последние достижения отечественной и мировой науки по изучению истории древнего мира, археологии, методические требования к построению учебного процесса и сложившиеся традиции преподавания на исторических факультетах вузов РФ данных дисциплин.

Современные требования к гуманитарному образованию православных гидов должны быть приведены в соответствие с характером и методикой преподавания истории древнего мира на основе последних научных достижений с привлечением новых источников.

Подготовка будущих гидов и повышение квалификации уже действующих требует более углубленного изучения истории древнего мира, желательны начальные знания древнегреческого языка, латинского, а в идеале – и древнееврейского. Именно в этот период истории произошли не только становление человека современного физического типа, производительных сил общества, социальных и семейно-брачных структур, сложились основные расовые и антропологические типы, народы и языки, но и сформировались первые социальные структуры, родовая организация, общины, государства, мировые цивилизации и мировые религии. Изучение закономерностей и особенностей развития древних обществ, базисных правовых основ родовых и общинных коллективов, различных социальных и государственных структур, материальной и духовной жизни, религии, идеологии и культуры древних народов позволяет обеспечить последовательное, целостное и комплексное изучение не только древней, но средневековой, а в дальнейшем – новой и новейшей истории. Широкий кругозор и фундаментальное историческое образование, включая необходимые страноведческие знания, сублимацию знаний по истории Церкви, литургики, агиографии, риторики и психологии способны сформировать настоящего профессионала, так как деятельность по организации и проведению паломнических поездок требует широчайшего кругозора, развитых аналитических способностей, глубинных научных знаний, большой практической работы с людьми, определенных организационных способностей и высокой личной ответственности, умения применять свои знания на практике.

Содержание программ, последовательное усвоение понятийного аппарата должно помогать слушателям получать по мере изучения конкретных учебных материалов представление по наиболее значимым проблемам древней истории, анализировать важнейшие исторические проблемы, разнообразные методы и приемы научного исследования, которые жизненно необходимы для дальнейшего самообразования.

Программы должны быть нацелены на изучение не только фактического материала по истории древнего мира, но и на ознакомление с теоретической проблематикой, необходимой для дальнейшего самостоятельного повышения образовательного уровня гидов. Особенное внимание следует уделять таким актуальным проблемам, как генезис первых протогосударственных и государственных образований, зарождение мировых «империй», типология государств, роль общины на Древнем Востоке и античном Средиземноморье, Сиро-Палестинском регионе, особенности и закономерности зарождения, развития, стагнации и гибели ведущих цивилизаций древности, религиозной проблематики, основных тенденций формирования мировых религий и, прежде всего, христианства и православия. Несомненно, необходимо в качестве отдельного предмета изучение истории Византийской державы, византийской церкви, законодательства, биографий великих императоров, религиозных и государственных деятелей, симфонии властей.

Как курс лекций, так и семинарских занятий для православных гидов по истории древнего мира должно предусматривать изложение материала по отдельным регионам и странам с учетом особенностей социально-политического, экономического, культурного развития этих стран, важными для понимания новой и новейшей истории цивилизаций и народов Средиземноморья и Причерноморья. В программе предусмотрено более глубокое изучение региональной истории Сиро-Палестинского региона в связи со специализацией православных гидов, с использованием конкретных источниковых данных, подчеркивающих своеобразие и неповторимость каждой из древних цивилизаций.

Содержание занятий – факты, личности и явления древней истории и культуры, должно преследовать цель – дать определенную сумму конкретных исторических знаний, ввести в преподавание через образы древних героев нравственно-дидактический элемент, пробудить интерес слушателей к дальнейшему самостоятельному изучению древнего мира, изучению памятников древних цивилизаций, духовного и материального наследства древних народов на территории Палестины.

В программе должно быть рекомендовано строго определенное количество часов для изучения каждой темы, распланировано соответствующее количество лекций и семинарских занятий.

На практических занятиях программой должно быть предусмотрено использование объемных приложений хрестоматийного материала из древних источников, эпиграфических документов, нумизматических и археологических материалов с привлечением современных мультимедийных материалов, сведений из открытых источников, доступных для слушателей.

Необходимо в будущем издание серии специализированных методических пособий, в том числе необходимых для самостоятельного составления паломнических программ и маршрутов по Святым местам, адаптированных к возрасту, социальному статусу, степени катехизации и образу мышления паломников.

Что касается образовательных программ по подготовки гидов для обычного и религиозного туризма, рассчитанного, прежде всего, на маловоцерковленную, светскую аудиторию, то здесь следует ориентироваться на подобные учебные дисциплины, но в меньшем объеме базового компонента. При этом возможно привлекать для начальной подготовки в качестве гидов-стажеров студентов профильных и непрофильных вузов, которые в процессе овладения теоретическим материалом и навыками практической работы со светскими группами, могут постепенно привлекаться к ведению паломнических групп, как более сложных и требующих несравненно больших знаний и умений.

 

Итак, после завершения теоретического обучения и практической работы гиды, которые специализируются на паломнической деятельности и религиозном туризме, должны:

 

знать:

·                    Основные этапы исторического развития древних цивилизация и мировых религий Средиземноморья и Причерноморья в древний и средневековый период;

·                    особенности протекания исторических процессов, общее и особенное в вероучениях древних народов;

·                    данные современной науки относительно происхождения, развития и исторической трансформации архаических, древнейших и мировых религий;

·                    влияние религии на историю определённой страны или региона;

·                    содержание и структуру Ветхого и Нового заветов;

 

уметь:

·                    различать древние цивилизации, религию и культуру, причины, предпосылки и следствия зарождения, развития и гибели древних народов и цивилизаций;

·                    выявлять процессы взаимовлияния цивилизаций и религий на разных этапах их развития;

·                    доступно рассказывать для православной и светской аудитории о содержании конкретных исторических событий, связанных со Святыми местами в частности и Святой Землей в целом, о духовном и материальном в различных религиозных системах, о происхождении человека, о душе, жизни и смерти, о вечности и воздаянии, о свободе и предопределении, древних мифологических представлениях о земном и небесном;

·                    применять полученные исторические знания на практике;

 

владеть:

 

·                    профессиональной терминологией;

·                    базовыми историческими понятиями и современным понятийно-категориальным аппаратом;

·                    формационным и цивилизационным подходами к изучению исторического развития древних народов и государств;

·                    методами решения исследовательских задач древней истории с различных теоретико-методологических позиций;

·                    умениями комплексного поиска, анализа и систематизации информации по изучаемым проблемам древней и средневековой истории

·                    методикой и навыками проведения экскурсионной, паломнической, просветительской деятельности.

 

быть ознакомленными:

·                    с основными священными текстами, преданиями, житийной литературой;

·                    с современным состоянием археологии изучаемого региона Средиземноморья и Причерноморья;

·                    с богослужением изучаемых мировых религий (специфика жертвоприношений, отличительные особенности религиозного ритуала, роль духовенства, комплекс религиозных праздников, календарь), основными базовыми знаниями по истории православия, литургике;

·                    с информацией об исторических личностях, сыгравших важную роль в истории цивилизации и религий Средиземноморья и Причерноморья;

·                    древними языками.

 

 

Соломатина Ирина Владимировна, экскурсовод-методист, к.п.н., доцент ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО, предложила обратиться к опыту десятилетней деятельности курсов по подготовке экскурсоводов при Паломнической Службе «Радонеж». Она отметила необыкновенно позитивную роль курсов, которые стали неким ядром, объединяющим выпускников, стали частью их жизни, и что сами по себе курсы помогли сформировать целую группу специалистов, экскурсоводов успешно работающих сегодня на паломнических маршрутах.

Опытом проведения курсов подготовки и переподготовки экскурсоводов в паломнической службе Валаамского монастыря поделился ее директор, Игорь Юрьевич Степанов.

Елена Владимировна Клементьева, экскурсовод-методист из г. Твери, рассказала об опыте работы региональной паломнической службы, и, в частности, об особенностях и проблемах организации паломнических поездок в Савватиевскую Пустынь в двадцати километрах от г. Твери.

В своем завершающем конференцию слове, представитель Императорского Православного Палестинского Общества Игорь Васильевич Петраков поблагодарил всех собравшихся, всех выступивших и присутствующих, пригласил считать ИППО своим обретенным домом, продолжить столь интересно начавшуюся работу по обсуждению вопросов и проблем, связанных с развитием религиозного туризма и паломничества на Святой земле, развитием и повышением качества  экскурсионных услуг на паломнических маршрутах, и, возможно, необходимостью создания особого профессионального стандарта православного экскурсовода.

 

 

ИТОГИ КОНФЕРЕНЦИИ

Конференция: «Экскурсоводы на религиозных турах и паломнических маршрутах, особенности работы, проблемы и перспективы развития их деятельности в России и на Святой Земле», проведенная Императорским Православным Палестинским Обществом, прошла 25 февраля 2016 года в Москве на ул. Забелина, д. 3 стр. 2 в центре ИППО, в рамках программы Правительства Российской Федерации по развитию религиозного туризма и паломнических маршрутов. Тема вызвала широкий интерес среди специалистов в области экскурсоведения и туризма. Конференция проводилась при поддержке Министерства культуры РФ, Департамента национальной политики межрегиональных связей и туризма города Москвы и Паломнической Службы «Радонеж». На конференции выступили ведущие специалисты в данной области, а именно: методисты-экскурсоводы и преподаватели профильных вузов. На конференции была отмечена важность просветительского служения экскурсовода и его ведущая роль в деле развития религиозных туров и паломничества. Участники конференции выразили намерение обратиться к руководству ИППО с предложением о дальнейшей работе в этом направлении в рамках Общества.

 

Предложения участников конференции:

1.Вернуться к проверенной классической методике подготовки экскурсоводов, с  учетом специфики работы на религиозных и паломнических маршрутах.

2. Ввести лицензирование деятельности гидов (как это есть во многих зарубежных странах).

3. Выступить с инициативой и разработать квалификационные требования к профессии «православный гид-экскурсовод»;

4. Выступить с инициативой создания особого профессионального стандарта православного экскурсовода.

5. Создать научно-методический учебный центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации православных гидов-экскурсоводов при поддержке Императорского Православного Палестинского Общества, на базе кафедры туризма Миссионерского факультета ПСТГУ.