Ближайшие поездки

Объявления

Новости

08.12.2011

«Главное – начать прием паломников скорее»

Русское подворье в Бари начинает новую жизнь: скоро здесь будут принимать паломников. О том, как обустроить их пребывание в городе святителя Николая и возродить дореволюционные традиции православного паломничества, рассказал настоятель Никольского подворья в Бари иерей Андрей Бойцов.

- Отец Андрей, какие возможности для развития православного паломничества открываются теперь в Бари?

- Как известно, подворье святителя Николая в Бари еще в 2009 году было передано Российской Федерации. Спустя два года мы получили возможность реально взяться за работу по обустройству паломнического комплекса. Для муниципалитета, офисы которого располагались в этих зданиях, сейчас подобрано и подготовлено помещение на замену – он выехал. Нам же осталась достаточно приличная территория: около 12 тысяч квадратных метров, из которых примерно 8 тысяч занимают гостиница для паломников и парк. Когда-то подворье окружал большой лесной массив, который поглотила городская застройка, однако и оставшаяся часть сада, засаженная оливковыми деревьями, очень красива и дорога нам.

Когда великая княгиня Елисавета Феодоровна задумывала храмовый комплекс в Италии, целью был именно массовый прием небогатых паломников, которые не имеют возможности купить или арендовать помещение для проживания в Бари. Однако планам по организации русского духовного и паломнического центра неподалеку от гробницы святителя Николая не суждено было сбыться: подворье, средства на строительство которого собирали всем миром, так и не успели открыть до революции.

Последние десятилетия к мощам святителя Николая вновь во множестве начали приезжать русские паломники. И правительство Российской Федерации предпринимало в течение нескольких лет такие экстраординарные усилия по возвращению этих зданий с одной целью: чтобы они служили тому назначению, для которого были построены.

- Как именно вы планируете организовать прием паломников? Сколько человек сможете разместить?

- Цель, которую поставил перед нами Святейший Патриарх, – снизить стоимость паломнической поездки благодаря тому, что теперь у нас есть принадлежащее нам здание. Мы не будем зарабатывать на нем деньги, а рассчитаем стоимость проживания таким образом, чтобы полностью или частично выйти на самоокупаемость.

Каждый год Бари посещают, по разным оценкам, от 30 до 60 тысяч паломников. Большинство людей приезжает в сезон летних отпусков, а в этот период цены даже на двухзвездочные отели достаточно высоки.

Сейчас мы начинаем ремонт в здании, который должен быть завершен достаточно быстро – в течение года. Хорошо было бы, чтобы к началу летнего сезона к нам уже могли приехать первые гости. Планируется, что одновременно в здании смогут проживать около 100 человек.

В дальнейшем, когда будут завершены ремонтные работы, нужно будет организовывать на подворье паломническую службу. Она стала бы альтернативой многочисленным частным фирмам, которые возят туристов в Бари. Все-таки хотелось бы создать структуру, подотчетную Церкви, обращаясь в которую паломники были бы уверены, что поездка будет организована грамотно.

Духовенство, служащее в Италии, хорошо знает, как много возможностей здесь для паломничества. Многие святыни, такие как мощи святого Андрея Первозванного, которые покоятся в соборе в Амальфи, или дом Божией Матери в Лорето, мало известны рядовому россиянину.

- Сталкиваетесь ли вы со сложностями в ходе реконструкции здания подворья?

- Так как здание, которое нам передано, представляет историческую ценность и охраняется итальянским государством, любые работы здесь можно проводить только после согласования с местными органами по охране памятников культуры. Наше подворье – это очень красивое здание, построенное по проекту архитектора Алексея Щусева, а сам храм выполнен в стиле псково-новгородского каменного зодчества.

Первая проблема – это кровля, которая покрыта зеленой керамической черепицей. Уже готов проект ее реконструкции, составлена смета и есть фирма, которая готова взяться за эту работу. Думаю, что проблем с разрешительными документами не будет, так как мы ничего не меняем, а только проводим реставрацию. Ведь часть черепицы утрачена, и крышу, без сомнения, надо ремонтировать. Кроме этого мы собираемся сделать термоизоляцию крыши, чтобы устроить в подкровельных помещениях, которые достаточно велики, дополнительные комнаты для приема паломников, а для этого, конечно, необходимо надежно укрепить кровлю.

Как только закончатся эти работы, мы приступим к реконструкции самой гостиницы. Она не подвергнет здание серьезным переделкам. Комнаты будут достаточно простыми, оснащенными недорогой мебелью, ведь паломники приезжают не за роскошью. Однако здесь будет все самое необходимое. А главное, все устройство жизни на подворье поможет человеку действительно совершить не просто путешествие, а паломничество.

- Чего же для этого не хватает?

- Когда в XIX – начале XX века в Бари хлынул поток русских паломников, и помыслить нельзя было о том, чтобы православному священнику можно было служить литургию у мощей святителя Николая в католическом храме. Именно для того, чтобы здесь была возможность православным исповедаться и причаститься, было решено купить землю и построить храм.

Теперь, спустя 100 лет, когда внешние церковные связи достаточно развиты, мы по договоренности с католиками имеем возможность служить литургию на мощах. Но у современных паломников другие проблемы: многие из них, не имея достаточной подготовки и опыта церковной жизни, который для наших предков был естественным, так и не успевают понять, куда они приехали и зачем. То, для чего паломники в древности отправлялись в далекие и опасные путешествия, из которых можно было и не вернуться, дается нам, преодолевающим тысячи километров на самолете, легко.

Часто те, кто приезжает в Бари, не имеют возможности как следует подготовиться к исповеди и причастию, попоститься, помолиться. Чтобы получить духовную пользу от своего паломничества, им необходимо многому научиться, многое постичь. Да даже обстоятельная длительная исповедь, которая многим необходима, или духовная беседа, затруднительна, когда желающих исповедаться 200-300 человек, как это обычно бывает, хотя паломнические группы и сопровождает «свой» священник.

Поэтому именно тут, на подворье в Бари, необходимо организовать серьезную просветительскую работу, чтобы мы могли действительно помогать паломникам. Конечно, на подворье будут и ежедневные службы, в том числе совместные утренние и вечерние молитвы. Конечно, для этого хотелось бы, чтобы у меня были помощники, и служил бы здесь не я один.

Мы хотим также приглашать к нам трудников – те, кто не имеет возможности заплатить за жилье или просто хотели бы пожить здесь 2-3 месяца, принять участие в жизни русского подворья в Бари, могли бы приезжать к нам и выполнять послушания по организации быта паломников, работать в трапезной.

- Как проект будет финансироваться?

- Только на ремонт кровли требуется значительная сумма, сейчас нам ее уже выделили. В дальнейшем планируется создание Попечительского совета Свято-Никольского Подворья под эгидой Святейшего Патриарха.

Уже сейчас некоторые благотворители выразили желание принять участие в восстановительных работах. Мне, как настоятелю, было бы особо дорого участие в реконструкции дома паломника и благоукрашении храмового комплекса людей, которые в течение многих лет уже оказывали материальную поддержку Подворью.

- Нужна ли реставрация в храме?

- Сейчас у нас нет никаких препятствий для ведения полноценной богослужебной жизни. Литургии в храме начали совершаться священниками Русской Православной Церкви Заграницей еще в 50-е годы.

Правда, тогда в храме все было временным, в том числе и иконостас. Была попытка начать писать фрески, но успели расписать лишь часть алтаря. Художественный уровень этих работ чрезвычайно низок, поэтому со временем придется их заменить.

Сейчас храм так и остается не расписанным, с белыми стенами и с временным иконостасом. Но ведь сюда приезжают паломники со всей России, и, конечно, храм должен стать со временем более благолепным.

Пока все внутреннее убранство храма составляют аналойные иконы, многие из которых принесены в Бари паломниками. Кстати, есть среди таких икон и чтимые образа. Например, у нас имеется икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей его мощей, есть образ праведного воина Феодора Ушакова и преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Совсем недавно подмосковным приходом под Зарайском Подворью была пожертвована икона Преподобного Сергия Радонежского с частицей его мощей. Есть две большие, очень ценные старинные иконы святителя Николая и Иверской Божией Матери. Для них благотворителями были пожертвованы прекрасные киоты. Естественно, эти образа останутся в храме, и вероятно станут одними из главных его святынь. Но в целом, весь интерьер храма придется со временем приводить в порядок. Однако это дело будущего, главное сейчас – начать прием паломников как можно скорее.

- Вы уже девять лет служите в южной Италии и неоднократно бывали в Бари, сопровождая паломников. С чем люди приезжают к святителю Николаю? Как почитают великого святого итальянцы и русские переселенцы, которых здесь множество?

- Как известно, католики более всего почитают святых нового времени. Древние преподобные и святители известны итальянцам меньше. Николай Мирликийский – это местнопочитаемый святой региона Апулии. Процессы секуляризации, которым подвержена все Европа, в южной Италии происходят медленнее – все-таки здесь по-прежнему сильны традиции. Примерно 15-20 процентов населения регулярно ходят на мессу, такого большого количества практикующих христиан нет нигде, даже в Латинской Америке. Но все же это для них, если так можно сказать, больше как семейная традиция: воскресная месса, воскресный обед в семье – это святое. Но такие вещи, как пост, ограничение себя в еде или развлечениях для современных итальянцев кажутся подвигом. Кстати, многие наши благочестивые женщины, которые работают в итальянских семьях домработницами или гувернантками, и постятся по средам и пятницам, показывают молодым итальянцам пример достаточно строгой жизни, которая удивляет окружающих. Это воспринимается по-разному, но чаще с уважением.

Большая часть наших эмигрантов, которых здесь действительно очень много, все-таки приезжает в Италию пожить на время, чтобы подзаработать. Жители бывшего СССР, которые решают остаться в Италии навсегда, в большинстве своем, люди не воцерковленные. По моему опыту, те из них, которые приходят в Церковь, как правило, ищут утешения эмигрантская доля нелегка.

И к святителю Николаю чаще всего приходят со своими скорбями – поэтому невозможно выделить портрет «среднестатистического» паломника, приходят люди всех возрастов, и бедные, с трудом скопившие на поездку, и состоятельные. Не секрет, что у мощей святителя Николая очень многие люди, которые, до этого и не были особо церковными, переживают некий переломный момент, который кого-то из них приводит к вере, – таких историй немало.

Конечно, у всех разные цели, разный культурный, разный духовный уровень, но если паломник или турист смог прикоснуться к святыне, хотя бы на несколько мгновений молитвенно обратиться к святителю Николаю – это обязательно принесет свой плод.

Что касается ассимиляции, то тут есть прямая связь: как правило, сохраняют язык и чувствуют себя русскими только те эмигранты, которые практикуют Православие. Большинство же русских, далеких от веры, с легкостью перенимает обычаи и традиции другой страны, их дети уже не говорят по-русски.

Справка:

Адрес нового сайта подворья www.bargrad.com.

Здесь можно не только узнать информацию о храме, но и подать записки о здравии и упокоении в электронном виде, заказать сорокоуст или молебен.

По материалам сайта Православие.ru