Ближайшие поездки

Объявления

Новости

10.02.2012

Панихида по Федору Достоевскому отслужена в Александро-Невской лавре

Одной из духовных и культурных традиций Санкт-Петербурга стало поминовение Федора Достоевского, которое впервые было совершено 25 лет назад в 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси.

В 131-й день кончины гения русской словесности, 9 февраля, у его могилы в Александро-Невской лавре вновь собрались его почитатели. На богослужении в Некрополе мастеров искусств присутствовали прихожане храмов, писатели, журналисты, а также сотрудники музея-квартиры, в которой писатель скончался зимним вечером 1881 года.

Панихиду совершил настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов. Он отметил, что Достоевский "имел дар слова и дар предвидения от Бога", а его произведения - "это писания пророка".

Памятник на могиле - это скульптурный образ Достоевского, опирающегося на две книги – Ветхого и Нового Завета. "Аще зерно пшенично падъ на земли не умретъ, то едино пребываетъ: аще же умретъ, многъ плодъ сотворитъ (Ин. 12,24)", - гласит эпитафия на камне. По словам священника, это любимые слова писателя и его любимый образ, ведь пшеница - символ вечной жизни.

"Достоевский понял и показал закон жертвы: если человек не жертвует чем-то – он ничего не  достигнет.  Этот закон явил Христос. Человек должен идти Его путем и встретиться с Ним", - сказал отец Геннадий. По его словам, писатель пережил личную встречу со Христом: "Он больше всего любил Христа и писал, что нет ничего прекраснее, лучше, добрее Его. Христос был предметом его душевной привязанности и сердечной любви".

"Из всех деятелей отечественной культуры русскую совестливость наиболее полно воплотил Достоевский. Слезинка ребенка - вот точка отсчета. Нельзя ценой страдания другого добиваться своей цели. Нравственный максималист Достоевский жил на взлете научных и технических достижений, когда сформировался культ науки. А он усомнился – можно ли разумом решать, что  есть добро?", - продолжил отец Геннадий, напомнив слова великого мыслителя - "Совесть без Бога - это ужас".

"Сегодня мы забываем, что человек живет касанием к мирам иным, что он - существо высшего порядка. Достоевский призывает помнить об этом. Как бы не пыталась современная цивилизация замкнуть человека на низшие потребности, она не может удовлетворить его духовный поиск", - уверен священник.

"Существует мнение, что Достоевский – тяжелый, угрюмый, опасный писатель, а для меня он светлый, радостный, пасхальный. Достоевский - православный писатель не поста, а Пасхи. Он оптимистичный писатель, даже в страданиях видевший высокий свет", - заключил отец Геннадий.

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) умер в день памяти преподобного Исаака Сирина – 28 января/10 февраля. К сожалению, день кончины писателя в результате путаницы в календаре при его большевистской реформе 1918 года отмечается 9 февраля.

Между тем Исаак Сирин - один из тех святых, которые определяли духовные воззрения писателя. В романе "Братья Карамазовы" важную роль играет труд этого древнего богослова "О подвижничестве". Вспоминая Достоевского в другой день, мы отрываем дату его смерти от ее духовного смысла.

По материалам официального сайта Санкт-Петербургской митрополии