5 июля 2020 года Святейший Патриарх Сербский Ириней совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме Подворья Русской Православной Церкви в Белграде и поздравил прихожан с праздником преподобных Петра и Февронии Муромских, который будет отмечаться 8 июля. Как известно, в России в день памяти этих святых, почитаемых как покровители христианского супружества, празднуется День семьи, любви и верности.
Святейшему Владыке сослужили настоятель Подворья протоиерей Виталий Тарасьев, клирик Шабацкой епархии Сербской Православной Церкви протоиерей Миладин Богданович, а также протодиакон Стеван Рапайич, секретарь Церковного суда Белградско-Карловацкой архиепископии, сообщает Патриархия.ru.
В храме присутствовали директор Управления по сотрудничеству с церквами и религиозными организациями Правительства Сербии Милета Радойевич и принц Филипп Карагеоргиевич с супругой.
Обратившись по завершении богослужения со словами приветствия к Предстоятелю Сербской Православной Церкви, протоиерей Виталий Тарасьев от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поблагодарил за посещение храма и совершение Божественной литургии, пожелав ему духовного мира, крепкого здравия и помощи Божией в его Предстоятельском служении.
Отец Виталий особо упомянул празднование памяти святых Петра и Февронии Муромских, в преддверии которого Святейший Патриарх Ириней посетил русский храм в Белграде. Как подчеркнул настоятель Подворья, День семьи, любви и верности с 2008 года является в России церковно-государственным торжеством. Констатировав, что семейный союз лежит в основе любого здорового общества, священнослужитель выразил глубокое сожаление, что в наше время усиленно пропагандируются, а порой и директивно вводятся в общественную жизнь в качестве нормы положения, прямо противоречащие христианской морали и призванные стереть в сознании людей разницу между добром и злом.
Поблагодарив настоятеля храма за теплое приветствие, Предстоятель Сербской Православной Церкви со своей стороны высоко оценил значение празднования в честь святых покровителей супружества — преподобных Петра и Февронии. По мнению Его Святейшества, брак — это святой союз, через который благодать Божия изливается на человека. Было отмечено, что и сербский, и русский народы имеют в своей истории множество ярких примеров святых браков.
Святейший Патриарх Ириней подчеркнул, что в современном мире семья, как никакой иной общественный институт, подвергается множеству атак, направленных на его уничтожение. В этой связи он особо упомянул о принятом 1 июля 2020 года Парламентом Черногории законе, легализующем однополые «браки».
Предстоятель Сербской Православной Церкви особо отметил, что в наше время разрушения духовных, моральных и культурных ценностей особенно важно сохранять семью как домашнюю церковь, как благословленный Богом союз мужчины и женщины, в котором рождаются и воспитываются дети.
По окончании Литургии в зале канцелярии Подворья состоялся торжественный прием
Источник: Православие.ru
2. Музей архитектуры в Москве готовит выставку фресок затопленного Троице-Макарьева монастыря в Калязине
Выставка «Калязин. Фрески затопленного монастыря» Музея архитектуры будет развернута на Малой анфиладе Государственного музея архитектуры и расскажет, во-первых, об истории разрушенного калязинского Троице-Макарьевского монастыря, а во-вторых — о том, как специалисты музея спасали, сохраняли и реставрировали уникальные росписи.
Для экспозиции были выбраны фрески соборного Троицкого храма обители, а также монастырской трапезной. На выставке будут представлены ветхозаветные сюжеты, апокрифический цикл о рождении Богородицы, сцены из христологического цикла и Апокалипсиса, а также изображения святых князей.
Кроме того, публика сможет увидеть прижизненные портреты царя Алексея Михайловича и его супруги Марии Ильиничны Милославской, которые были активными жертвователями (ктиторами) монастыря, фрагменты летописей, орнаменты, фрески «Изгнание из Рая», «Строительство Вавилонской башни», «Новый Иерусалим», «Омовение ног», «Конь бледный и вороной», «Спас на престоле» и другие.
Об этом сообщает сайт Государственного музея архитектуры.
Выставка, которую готовили 20 лет
Как рассказала в видеоблоге Музея архитектуры его директор Елизавета Лихачева, сейчас идут работы по монтажу экспозиции. «Производство выставки — достаточно долгий процесс. В случае калязинских фресок, по-хорошему, этот процесс занял двадцать лет, потому что первые попытки вынести фрески в зал и поставить были предприняты еще двадцать лет назад, и я очень рада, что нам наконец удалось это сделать. …Это был огромный и очень тяжелый труд, который, к сожалению, был приостановлен из-за пандемии», — отметила она.
По словам директора МУАР, выставка разместится в трех залах. Первый будет посвящен истории Калязинского монастыря. Второй зал расскажет о сохранении памяти об уничтоженной обители. «Третий зал, самый светлый, самый теплый, — это зал, посвященный реставрации и спасению этих фресок уже в современности», — пояснила Е. Лихачева.
Поскольку в Музее архитектуры нет своих реставраторов фресковой живописи, в сохранении фресок сотрудникам музея помогают специалисты Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова.
Как подчеркнула Е. Лихачева, фрески Калязинского монастыря — чрезвычайно интересное явление в русской культуре переходного периода между средневековым и новым временем: «Калязинский монастырь, так же, как и ряд других памятников в Ростове, Ярославле, Угличе — это были памятники, которые предвещали, если хотите, или предвосхитили те реформы, которые неизбежно отразились на живописи, — я имею в виду петровские реформы».
В составе экспозиция также будут представлены макеты Троицкого собора и монастырской трапезной, чертежи, фиксирующие постройки монастыря на момент 1939 года, и документальные свидетельства деятельности экспедиции Академии архитектуры, среди которых дневник с наблюдениями, фотографии. Отдельный раздел выставки расскажет о научной реставрации фресок, основанной на авторской методике В. П. Бурого и осуществленной в разные годы реставраторами Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова.
Сообщается, что для незрячих и слабовидящих посетителей предусмотрены сборные экскурсии с тифлокомментатором. Выставка будет адаптирована для людей с нарушением зрения с помощью макетных копий пяти ключевых экспонатов, созданных специально для тактильного ознакомления: барельефа XIX века с панорамой Троицкого Макарьева монастыря из коллекции Калязинского краеведческого музея (воспроизведение по фотографии) и фресок XVII века — «Грехопадение Адама и Евы», «Строительство Вавилонской башни», «Ангел и Иоанн Богослов», «Ангелы семи церквей».
Троицкий Макарьев монастырь в Калязине и его фрески
Троицкий Макарьев монастырь был основан преподобным Макарием Калязинским в первой половине XV века и был одним из самых богатых и почитаемых в России. На протяжении веков монастырь был местом паломничества русских царей, императоров и патриархов. Поклониться мощам преподобного Макария в разное время приезжали Иван Грозный, Борис Годунов, Михаил Федорович, патриарх Филарет, Алексей Михайлович, патриарх Никон (последние два укрывались здесь также от чумы в 1654 году), Петр I, Екатерина II, Александр II.
Обитель пользовалась покровительством новгородского купечества.
Фрески Троицкого собора, представленные на выставке, были созданы царскими иконописцами, известными по лучшим живописным циклам первой половины XVII века в Московском Кремле и Звенигороде.
Монастырский ансамбль был уничтожен и затоплен в 1940 году при создании Угличского водохранилища, однако фрагменты настенной живописи были спасены силами экспедиции Академии архитектуры.
В январе-феврале 1940 года при температуре, достигавшей -32 ℃, группа специалистов под руководством художника-реставратора П. И. Юкина сняла со стен Троицкого собора 126 фрагментов стенописей общей площадью 185 кв. м. Большую часть из них, 117 фрагментов затем передали в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры, остальные были направлены в другие музейные собрания, в том числе в коллекцию бывшего Строгановского училища.
Часть фресок, а также изразцы с изображением китовраса (мифического существа, чудовища-кентавра, иногда с крыльями, изображение которого встречается в русских апокрифах с XIV века; — Rublev.com), облачения духовенства и шитье XVII—XIX веков, старинную церковную утварь перевезли в краеведческий музей Калязина.
Портал Троицкого собора перевезли в Москву, где его вмуровали в стену Донского монастыря.
Ныне на месте разрушенного монастыря располагается небольшая возвышенность, которая называется «монастырскими островами». В 2000-е годы там была возведена небольшая часовня из красного кирпича.
Источник: Rublev.com