Ближайшие поездки

Объявления

Новости

22.12.2011

Путешествие по храмам исторического Центра Москвы

Знаем ли мы святыни в нашего родного  города? Задавшись этим вопросом еще в дни пребывания пояса Пресвятой Богородицы в Москве, мы отправились искать ответы в одном монастыре и четырех московских храмах. 

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

В густых утренних сумерках, подолгу не отпускающих пасмурную Москву, идем  по переулку, круто скатывающемуся от Маросейки вниз. Для прогулки погодка так себе, а для паломничества то что надо: из тяжелых низких туч сыплется не то дождь, не то снег. Встречным курсом – от монастырских трапезных палаток, судя по пакету, – движется седобородый батюшка.

Здесь сплошь – храмы. По левую руку вырастает белый – храм равноапостольного князя Владимира в Старых Садах, возле которого осенью так подолгу не вянут розы, а в конце переулка, ныряющего в улицу Забелина, желтеют стены  нынешней цели – Иоанно-Предтеченского монастыря, одной из древнейших московских обителей.

Здесь по указу императрицы Елизаветы Петровны держали когда-то в подземной тюрьме страшную Салтычиху – в полной тьме, только на скудной трапезе зажигая ей свечку. И только через десять лет перевели ее в келью, соединенную с монастырским храмом окном, зеленую занавеску которого отдергивал московский люд, приходивший «смотреть» на узницу.

Потом сюда сослали дочь самой Елизаветы Петровны. Эта сосланная стала святой.

«В царствование Екатерины Великой – как считают, в 1784 году, при игумении Елисавете, – в монастырь по императорскому указу поступила насельница, личность которой до сих пор составляет тайну русской истории. Это была монахиня Досифея, бывшая, как полагают историки, дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного, но законного брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским», – читаем о ней в книге «Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории». Через новоспасских старцев, с которыми затворница находилась в духовном общении, пишет автор, к ней «потянулась ниточка, связывающая русское иночество с афонским монашеским идеалом».

Сегодня этот монастырь, уже однажды – в XIX веке – переживший и закрытие, и возрождение, вновь набирает силу. Москвичи ездят и ходят сюда – и на службы, и просто к святыням. Многие – «к обручу».

Обруч – в часовне, цепочкой прикреплен к списку с древнего образа Иоанна Крестителя, лежит в ларце на подушечке – желающие надевают его на голову. Рядом – несколько заламинированных бумажных листов: тропарь и молитва. Тут же и масло. У масла – бумажная табличка: «Братья и сестры, благославляется помазывать только лоб».

Сам древний образ с частицей мощей святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – тот самый, которому уже было 100 лет, когда в середине XVII века его носили по Москве царскими крестными ходами, – находится в соборе.

В соборе полутьма и тихо. Проходит и неслышно исчезает монахиня. В правом приделе из темноты зовет-мерцает Казанская. Образа с частицами мощей. Вот – преподобный Серафим. Гробница. На мраморной крышке – сухие и бледные лепестки роз, а приложишься – и чувствуешь: пахнут. Это гробница блаженной схимонахини Марфы, подвизавшейся здесь во времена первого из Романовых. Кланяешься, как любимым родственникам: здравствуйте! И вы здесь, и вы – как же здорово! – ой, и вы! Вот икона великомученицы Анастасии Узорешительницы с частицей мощей, а вот – святителя Николая, а вот – наших, недавних, дивеевских: блаженной Пелагии, Параскевы, Марии. И каждая – в полном соответствии с рекомендациями на табличке – словно помазывает тебе лоб, и что-то проступает в воздухе, он густеет и будто сам становится маслом.

Храм Иоанна Воина на Якиманке

Дальше, вниз, по Солянке: московские улицы здесь – как волны. На траверзе слева – колокольня храма Троицы Живоначальной в Серебряниках, за ней (перед мысленным взором) любимый маршрут: взлет Гончарной улицы на Швивую Горку к подворью Афонского Пантелеймонова монастыря. Но сегодня у нас другие цели: древние святыни Москвы.

Спускаемся в метро. Две станции – и мы на Якиманке. Храм Иоанна Воина – старший «братец» Николы в Хамовниках – праздничный, невозможно красивый: русское барокко.

Его никогда не закрывали.

В 1922-м расстреляли настоятеля, благочинного Замоскворечья отца Христофора, конфисковали всю утварь, а потом вдруг наоборот сюда начали свозить из закрывавшихся московских церквей образа и святыни. И икону праведных Иоакима и Анны с 80 житийными клеймами из храма, давшего имя улице Якиманке, и икону святого Василия Блаженного из храма его имени на Красной площади, и оттуда же, с площади, иконы Всемилостивого Спаса Смоленского и святителя Николая Чудотворца, раньше находившиеся над воротами Кремля, и мощи и икону святой великомученицы Варвары из храма ее имени, что на Варварке.

Расстрелянный настоятель был прославлен в 2000 году в сонме новомучеников и исповедников Российских, и все это прошлое и настоящее дышит и живет здесь, чувствуется, не может не чувствоваться, как только заходишь в храм.

Ищем икону великомученицы Варвары с частью пальца... Но к святыням с таким настроем: «покажите мне скорее, мне еще в три места надо», – конечно, не ходят. получается экскурсия.  Спрошенная бабушка любезно шаркает от подсвечника к скамьям, которыми загорожены  иконы великомученицы Варвары, и показывает издали: «Вон – глава, а вон еще одна икона, видите? Слева, в киоте». Мощи – в алтаре, выносят на праздники.

Направляемся в церковную лавку. На просьбу дать недорогую книжку о храме получаю «Жизнь и служение протоиерея Александра Воскресенского (1875–1950)». С обложки небогатой печати глядит бело-оранжево-зеленый храм и старомодные батюшка с матушкой. Среди иллюстраций   знакомое лицо – митрополит Вениамин (Федченков) и факсимиле оборотной стороны фотографии: «Достопочтенному протоиерею дорогому отцу Александру на молитвенную память и в благодарность за усопшего брата Сергия и живую сестру Надежду».

Таинственная, сокровенная, «малая» история русской Церкви открывается в таких книгах, что любят издавать на приходах про своих дорогих и любимых отцов их преданные чада.

Храм Христа Спасителя

Вопрос следующий: как попасть от Якиманки к храму Христа Спасителя? Очевидный ответ: на метро. Но  нужен неочевидный и мы решаем потрудиться – пойти пешком, ориентируясь на мачту памятника Петру Великому: вот и она пригодилась.

Вперед и вниз – к реке. Снова кривой переулок, парк «Музеон», за оградой – подтаявший снег, скульптуры, вороны, дети.  А за Обводным каналом уже вовсю красуется красным кирпичом Арт-стрелка, пахнет свежим кофе, а мы держим курс на Патриарший мост и, глядя на идущую рябью речную московскую воду, вспоминаем, когда видели ее два предыдущих раза: оба – в обрамлении толпы. На фотографиях от очереди к поясу Богородицы и почти там же, но на другом берегу – на Болотной.

На мосту дворники, выстроившись цепью, скребут наледь, девушка с разных точек фотографирует храм, мужчина, идущий навстречу от главных ворот, отчего-то только здесь ставит на землю свои обширные сумки, снимает шапку и, задрав голову к куполам, трижды истово крестится.

Внутри – публика все больше нецерковная, только приближающаяся; слева от иконостаса – роение. В основном – тетеньки; поверх брюк намотаны палантины. «К чему очередь?» – интересуется немолодой мужчина, встающий в хвост. «К ризе Пресвятой Богородицы, – шепчут ему, – и еще мощи святых там». Мужчина остается стоять. Какая-то девушка решает освятить, видимо, иконку на мощах и – бах! – ставит сумочку на раку. Секунда ужаса, но женщина в палантине реагирует как профессиональный охранник, то есть мгновенно и без эмоций: беззвучно почти выпрыгивает вперед, трогает девушку за локоть и машет рукой: «уберите-уберите».

Здесь много святынь – в этом огромном храме, куда недавно стояла в очереди вся православная Москва. Частица ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, мощи основателя храма митрополита Московского Филарета, перенесенные сюда в 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II из Троице-Сергиевой лавры, частица мощей преподобной Марии Египетской, чудотворный Владимирский образ Божией Матери и чудотворный Смоленский-Устюженский…

Прикладываемся к ризе Богородицы, спускаемся в нижнюю Преображенскую церковь, где находится древняя Смоленская икона и непривычный образ святителя Николая, привезенный из Бари, и выходим  на улицу. Следующая точка маршрута – храм Илии Пророка в Обыденском переулке. Теперь все уже, наверное, знают, что там находится частица пояса Пресвятой Богородицы.

                          Храм Илии Пророка в Обыденском переулке

Люди за стеклом в «Ванили» рассматривают прохожих, пара прохожих рассматривает вход и меню. Хорошо, но где же тут Обыденский переулок? Модная парикмахерская, за стеклом стригут и красят дам, дальше ресторан «Генацвале», почти дошли до Зачатьевского. Надо спрашивать у местных – вон, вроде, дяденька в подвытянутах штанах, не гламурный, но он только пожимает плечами: «Илии Пророка?» – и, чтобы сделать нам хоть что-то хорошее, показывает на Зачатьевский монастырь: ну вон храм…

Наконец  – навстречу, чинно беседуя, шагают две монахини. «Матушки! Не подскажете, где тут храм Илии Пророка?» Матушки никуда не спешат. «Он не виден с Остоженки, – неторопливо поясняет та, что помладше, – вам надо вернуться к началу».

Конечно! Вот он – тянет в серое небо золотой крест своей высокой колокольни.

Сначала храм святого Пророка Божия Илии, выстроенный за один день (вот что, оказывается, означает слово «обыденный») и давший название здешним переулкам, был деревянным: каменный построил только в 1702 году барочный архитектор Иван Запрудный.

Этот храм тоже никогда не закрывали, и здесь – хорошо, как дома.

Между «Милостивой» и Голгофой дремлет, сидя на просторной лавке, бомж в черном пальто – из «ашановской» сумки выглядывает початая коробка «Геркулеса».

На аналое, в венке из белых роз и лилий, – икона Божией Матери. Богородица держит покров. Икона освящена на Афоне. Лилии и розы источают тонкий аромат.

Здесь – кусочек Ее пояса. Здесь – ну наконец-то! – частица мощей великомученицы Варвары, и  великомученицы Екатерины.

Подходим к ящику. Слышно, как бабуля отвечает кому-то: «А это наша чудотворная – “Нечаянная Радость”». В притворе другая бабуся объясняется по мобильному: «У Ильи Обыденного я подала! Что?!У Обыденного."

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Две станции до Охотного ряда – и  уже Тверская. У «Интуриста» на ограду налегает небольшая толпа: ждут кого-то. «А вот мы сейчас спросим, – говорит прохожая и тянет своего парня за руку к фотографу с мощной оптикой, которой курит, прогуливаясь вдоль очереди, – а кого это ждут-то?» «Маккартни», – роняет тот. Я прохожу мимо этой маленькой другой планеты. Моя Москва – очень разная, тут у всех свои очереди, свое ожидание и своя жизнь.

Вот, к примеру, для  нас следующая цель – именно церковь и находится она в нашем  сознании не в Брюсовом переулке, а на улице Галины Неждановой. «Церковь на Неждановой», – говорили мы в 1980-х и отлично понимали друг друга, называя так никогда не закрывавшийся храм Воскресения Словущего, что на Успенском Вражке.

Ездили сюда к «Взысканию погибших». Как ни придешь, всегда – ну или почти всегда – стоит у нее какая-нибудь ошарашенная горем женщина и читает акафист. Иногда – сидит на лавке и просто смотрит. Вернее, не просто. Как – не опишешь. В пол, на икону или перед собой. Потрескивают свечи: в подсвечнике у «Взыскания погибших» ни одного пустого местечка.

Сюда, к иконе Божией Матери «Нечаянная Радость», ходил молиться, наезжая в Москву из Печор, архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Здесь же - старинный чудотворный образ святителя Спиридона Тримифунтского с частицей мощей.

Об этом образе рассказывают следующее:  «Одна из работниц храма пришла как-то помолиться и попросить помощи у Спиридона. Молится она перед иконой – и вдруг открывается ковчег с мощами святого, который находится на иконе. Это произвело такое огромное впечатление, что на это чудо сбежались посмотреть все, кто в тот момент находился в церкви; позвали батюшку и спросили, что с этим делать. Батюшка сказал: пусть тот, кто открыл дверцу, ее и закроет. Каково было удивление, когда та же самая работница помолилась еще раз, и дверца закрылась."

Путешествие по историческому Центру Москвы Паломническая служба "Радонеж" совершила вместе с православным журналистом Мариной Вологжаниной и сайтом Православие.ru

Паломническая служба "Радонеж" предлагает вам следующие паломнические поездки по святыням Москвы:

"Монастыри и храмы Москвы"

"Новомученики Российские"

"Русское патриаршество.XX век"

"Старообрядчество в Москве"

"Чудотворные иконы Москвы"

"Святыни старой Москвы" (автобусная)

"Святыни старой Москвы" (пешеходная)